в Тулуне -4,1°C 717 mmHg прогноз погоды пт., 8 ноября 2024 19:52 Курс валют $ 98,07 € 105,57 ¥ 13,62

Знакомство с мастером.

Новости Тулуна > Знакомство с мастером.
2021 » Февраль » 25 » 05:04

Мастер лозоплетения Оводнев Геннадий Дмитриевич

Мастер по лозоплетению Геннадий Дмитриевич рассказал нам, как пришел в народные ремесла, чем привлекло занятие творчеством и что интересного в этой увлекательной профессии.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
– Самый дружественный человеку материал – дерево, – уверен Геннадий Оводнев, мастер лозоплетения из Центра ремесел Тулунского района – И у каждого человека своё дерево, которое дарит ему силу, энергию. У кого – сосна, у кого – осина… а меня вот ива вдохновляет.

Геннадий Дмитриевич родился в с. Натка Тулунского района. Когда исполнилось 5 лет, вместе с родителями переехал в г. Ангарск, где закончил среднюю школу, а после поступил в Тулунский совхоз- техникум на отделение агрономия. После окончания получил распределение в с. Манут, где работал агрономом отделения, оттуда и ушел в армию. Служил в г. Улан – Батор (Монголия). После армии уехал в Жигаловский район в с. Знаменка, работал главным агрономом, там и встретил свою единственную и любимую, с которой посей день идет рука об руку много лет. Вместе решили вернуться на его малую родину и продолжить выращивать хлеб на Тулунской земле. Так и работал агрономом Геннадий Дмитриевич, до распада колхоза «Знамя Ленина» в селе Гуран. В марте 2002 года Геннадий Дмитриевич пришел работать в Дом народного творчества (Центр ремесел) в селе Гуран мастером по лозоплетению, работал и учился одновременно у местных мастеров навыкам ремесла.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
– Геннадий Дмитриевич, скажите, у вас в роду кто-то занимался плетением из лозы?

– Насколько помню, не было таких. (Улыбается). Может, кто-то из предков и был мастеровым, но в очень давнем прошлом… А почему я решил заняться плетением, откуда ко мне пришло такое желание, и сам не знаю. Просто внутри что-то зажглось. Вдохновение, наверное,... и материал полюбился.

- Как вы пришли в ремесло?

Однажды предложили попробовать плести из лозы. Нужно было растить четырех дочерей и оставаться опорой для семьи, не смотря на экономические трудности в стране. Представление об этом деле у меня было далёкое. Ни опыта, ни знаний, ни помощи со стороны. Это было зимой. Съездили, нарубали во-о-от таких толстенных палок. А что с ними делать-то? Купили специальные книги, выписали литературу. И начали методом проб и ошибок осваивать ремесло. Теперь же это дело для меня и хлеб, и занятие для души. Оно жизнью моей стало.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
– Помните свои первые изделия?

–Конечно помню, это были корзины, для меня они дорогие и потому красивые. Но с высоты приобретённого уже опыта вижу – очень корявые…Помню, не получалась косичка. За голову хватался: «Как она плетется-то?». Но не отступил… Тогда в ДНТ работал Алексей Кислинский, он показал мне азы лозоплетения, а дальше поставил себе цель научиться плести из лозы. А это значит, что нужно было не только в рабочий день заниматься, а каждый день и с утра до вечера. Уверен: если поставить себе чёткую цель, то она достижима.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лозу мастера заготавливали вокруг села Гуран, транспорта не было, приходилось ходить пешком. Раньше много чего плели из лозы. Забвение этого ремесла пошло в семидесятые года прошлого века, когда пришёл пластик. Но, в последние годы лозоплетение стало возрождаться. В основном, конечно, оно имеет декоративную цель. Но сохранилось и практическое его значение. Например, Геннадию Дмитриевичу часто заказывают мебель. И правильно: это же экологически чистый продукт! Плетет кресла - качалки, столики, стулья, подсветочники. Здесь нужно высокое мастерство. Есть своя технология изготовления кресла – качалки, особый угол качания. Многое приходиться реставрировать, особенно мебель китайского производства.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
– Как долго могут служить плетёные вещи?

– Мебель 20-30 лет служит превосходно. Корзины поменьше. Но есть корзины, изготовленные еще в советское время. Конечно, в них кое-где что-то отломилось, где-то протёрлось – дерево есть дерево. Но в целом корзины были вполне пригодны к использованию. Так что, если бережно к вещи относиться, долго может служить.

– В обиходе пользуетесь твореньями рук своих?

– Конечно. За грибами да за ягодами только со своими корзинками.

– Разновидностей ивы много. С какой вы работаете?

– Да, ив более 100 видов. В принципе, плести можно из всех. Я сейчас пользуюсь дикой ивой. Самое главное, чтобы в материале была гибкость и упругость, в нашем регионе срок созревания маленький, сердцевина не успевает вызревать поэтому хрупкость лозы, особенно в сырое лето.

– Не жалеете, что увлеклись этим делом?

– Единственное, о чём жалею, что поздно в этом деле себя нашёл. Каждый день у меня вдохновение какое-то. Уже на «излишки» у меня нет времени. Жалко на это тратить время. А вот когда плету, не спешу, вообще не замечаю времени… Конечно, на корзинках сильно не разбогатеешь, но так приятно, когда приходят люди и говорят: «Спасибо за корзинку, до сих пор пользуюсь… Спасибо за кресло, сижу в нём зимой и вспоминаю лето, чувствую тепло твоих рук».

– Что самое интересное в Вашей работе?

- Большой интерес у меня вызывает увидеть конечный результат моих трудов. Но самым ценным является та реакция, которую я вижу на лицах моих заказчиков после получения изделия, полностью соответствующего их требованиям.

– Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?

- Лозоплетение очень хорошо раскрывает творческие способности, от них зависит, каков будет конечный результат. То, как я вижу, что в конце должно получиться, не может быть слишком простым, ведь каждый мастер должен быть уникален в своём деле.

Самое сложное в лозоплетении для Геннадия Дмитриевича, это плести изделия восточным узелком, где требуется выдержать форму изделия. Но и это по плечу опытному мастеру. На выставках разного уровня представляет изделия, выполненные в этой технике. Можно долго смотреть на работу мастера, в руках прутья только мелькают. На глазах вырастает ивовая красота. Мастер подбадривает:

- Не все сразу. Нужно время. Усидчивость, терпение. Я поначалу освоил основные техники. Теперь вот плетение восточным узелком - очень красиво получается, объемно, выпукло. Мало кто в этой технике работает. Что-то свое привношу. Идей и планов - море.

- Расскажите о своих учениках – подмастерьях?

- Со мной работает вот уже более 10 лет моя дочь Татьяна, мы вместе проводим занятия для желающих в Центре ремесел и вместе выезжаем на выставки, где представляем свое творчество. Татьяна от меня не отстает, но больше любит плести корзины и вазы, плетением мебели еще не увлеклась.

Второй мой ученик, уже бывший, который сам уже преподает лозоплетение, это Народный мастер Иркутской области Александр Асаёнок.

В основном ко мне приезжают на занятия возрастные уже люди. Вот к примеру, на протяжении 4 лет у нас обучаются замечательные, трудолюбивые женщины: Валентина Лопатко, Тамара Толоконникова, Валентина Заяц из города Тулуна.

Увлечение Геннадия Дмитриевича сегодня не просто любимое занятие. Уровень мастерства, изобретательности и любви к творчеству - ремеслу можно смело назвать профессионализмом! Работы мастера говорят сами за себя. За плечами Геннадия победы в международных, областных, районных выставках, конкурсах. Осмысливая нашу встречу с Геннадием Дмитриевичем, я пришла к выводу, что не все в наше время подчинено материальному мерилу. Есть люди, пусть их и немного, которые заботятся не только о еде, жилье, одежде или новой машине. Им ведомы более высокие категории. Например, как сохранить нажитые веками традиции, как передать новым поколениям секреты народных художественных промыслов. И пока в наших селах живут такие мастера, будет жива и самобытная культура.

Елена Лисицкая
http://crguran.ucoz.club/news/znakomstvo_s_masterom/2021-02-25-42
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: Irinka, Февраль 25 2021 10:02
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости